BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin.

Monster Hunter, культовая серия фентезийных охотничьих симуляторов компании Capcom,уже давно как построила гнёздышко на моём древе любимых вечнозелёных RPG-франчайзов, соревнуясь разве что с непобедимыми левиафанами в виде Pokemon и Shin Megami Tensei. Так уж случилось, что моё левое полушарие любит точить зубы о ряды чисел, закопанных в сложных системах боёвки и крафтинга, в то время как правое одержимо милыми чешуйчатыми кракозябрами — вплоть до того, что рука по рефлексу тянется за кошельком к любой серии с милейшими фан-артами.

…и в то же время, мне понадобилось несколько лет, чтобы наконец вылезти из своей зоны комфорта и поиграть в дилогию Monster Hunter Stories. Идеальная пища для картофельного мозга, к тому же тепло встреченная как фанатами, так и игрожуром; казалось бы, в чём подвох? Если честно, и сама не знаю. Будь то поток высокопрофильных JRPG, регулярно крадущих моё внимание (согласитесь, если вы фанат жанра, то вы живёте в замечательное время), либо же недоверие к спин-оффам, которые часто делаются на бюджете и с трудом выполняют десятую своего потенциала. Страх потерянного времени, потерянных денег, слитого потенциала – всё это вылилось в ситуацию, где я сидела в стороне, искренне веря, что это очень крутой спин-офф, но боясь поиграть лично, чтобы не дай боже разбить ощущение, что это и правда очень крутой спин-офф.

В какой-то степени эта рецензия играет две роли. Для читателя это ещё один взгляд со стороны, чтобы узнать о игре поближе и понять, стоит ли она своих денег. Для меня же это радикальный способ перебороть отмазки и наконец встретиться со зверьком, который ждал меня с 2016-го года.

BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin., изображение №1

Словно предугадывая мои многолетние фрустрации с жанром, игра тут же начинает с хорошей ноги, предлагая множество настроек для доступности – будь то смена языка и текста, калибровка яркости экрана, выбор аудиоустройств (наушники, консоль, телевизор), и даже возможность отказаться от передачи личных данных во время взаимодействия с онлайн-функционалом. Покопавшись поглубже в меню опций, можно настроить камеру под себя, перепривязать лицевые кнопки, изменить поведение текста в катсценах, а также поиграться с высотой голоса своего будущего монстрика. Возможно я выгляжу глупо, нахваливая казалось бы базовый функционал, даже не добравшись до самой игры, но когда речь идёт о жанре, где большая часть времени состоит из обсервации менюшек и анимаций, подобное многообразие настроек уже давно должно было стать стандартом, и мне приятно видеть, когда JRPG идут навстречу игроку, не испытывая их время и терпение.

И да, можете ли вы поверить, что в игру встроена полноценная русская локализация? Я немного волновалась за то, что трудности региональной адаптации ударят по игривости и остроумию сценарного стиля Capcom, но увидев, что комяунда перырводчиков кропотливо перенясла все кошачьи каламбмуры, произносимые местными коттами, я удостоверилась, что текст в хороших руках.

Мяу.
Мяу.

Впрочем, делая два шага вперёд для игрового удобства, игра делает шаг назад своим мелким шрифтом, который нам поменять уже не дадут. В портативном режиме на некоторые элементы приходится откровенно щуриться, и создаётся ощущение, что игра в первую очередь создавалась для экрана телевизоров, где портативность и работа на малых дисплеях не являются основными приоритетами. Не хочу забегать вперёд, но к сожалению, к этому моменту мы ещё вернёмся.

BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin., изображение №6

Как и основные игры серии, Stories начинается с редактора внутреигровой тушки, с которой мы проведём ближайшие ~50 часов. Если вы уже играли в основные части, то одновременная простота и гибкость редактора покажется вам знакомой – вам предлагают выбрать из заранее заготовленных макушек и мордашек, но при этом их достаточно, чтобы слепить своих очаровашек. Моя отважная героиня и вымышленная подруга Потата (оригинальный персонаж, не воруйте), чья задница уже пережила несколько приключений в мире Monster Hunter, обладает самоуверенностью Гарфилда и (заслуженно) довольной физиономией. Стаж позволяет.

Да, ето я 😏

Первое, что бросается в глаза помимо максимального сасса рыжей барышни – это визуальное исполнение игры. В то время, как большинство релизов франшизы выбирает реалистичные дизайны, а оригинальный Stories ударял в чиби-эстетику, сиквел разделяет приземлённые пропорции с симпатичными аниме-мордашками и однотонной cel-shading расцветкой – стиль, который был задан в Wind Waker и Breath of the Wild, а после популяризирован благодаря Genshin Impact. Я видела людей, которые как души в этом не чаяли, так и плевались от такого художественного подхода; я же ближе к первым, чем со вторым, но в конечном итоге это всё таки дело личного вкуса.

Впрочем, даже если вам не понравится визуальная стилистика, то вас может покорить сама презентация. Либо мои стандарты слишком упали со времён Pokemon Sword & Shield, либо я слишком привыкла к более экономному использованию ассетов, свойственному таким сериям, как Ys и Shin Megami Tensei, но для того, что всё ещё технически является спин-оффом, ребята наполнили игру красивыми и долгими, откровенно впечатляющими катсценами, а также целиком озвученными и качественно срежиссированными диалогами.

К сожалению, даже при всех моих попытках хвалить художественную составляющую, мой язык тут же спотыкается о техническую. Игра не подготовлена для портативного железа от слова “совсем”, и частота кадров живёт своей жизнью, вызывая резь в глазах даже не столько раздражающими проседаниями, сколько совсем уж комедийными скачками до 60FPS на отдельных сценах, лишь напоминающими о плохой оптимизации, когда количество кадров неизбежно падает обратно секундами спустя. Если вам когда-либо приходилось запускать толстопузые игры на слабых ноутбуках, то скорее всего вы сможете понять «атмосферу», которую я имею в виду. В совокупности с мелким шрифтом и отсутствием настроек управления помимо кнопок джойконов, всё это создаёт ощущение тех самых поспешных портов второго сорта, наполнивших раннюю библиотеку гибрида. Этот факт лишь заставляет меня чесать репу сильнее обычного, ведь сами разработчики уверенно утверждали, что Nintendo Switch являлась их ключевой платформой.

BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin., изображение №9

При всей глубине игрового процесса, Monster Hunter никогда не славился настолько же глубоким нарративом, компенсируя отсутствие сложных сюжетов своей уютной и тёплой атмосферой; Stories 2 же продолжает данный тренд. Это не та история, которая заставит вас вжаться пятками в пол и уступать отдых бессонным ночам, но в то же время это именно та история, которая подарит вам улыбку на лице и станет объектом приятных сновидений. Устоявшаяся иконография и эстетика, которая и без того была чересчур очаровательной для серии, посвящённой охоте на зверюшек-переростков, с лёгкостью перчатки надевается на мирок, посвящённый дружбе и союзу с этими самыми зверюшками.

В равной степени это можно сказать о остальных аспектах игры – будь то в тематическом, механическом или сюжетном плане, Stories 2 неплохо справляется с задачей изобразить уникальные и ключевые черты франшизы в “миниатюрном” виде для казуальных игроков и любопытствующих неофитов. На поверхности, мы имеем всё тот же центральную деревню с периодическими вылазками и забегами на монстров, что не будет незнакомым для ветеранов серии; в то же время многие элементы, будь то сбор ресурсов на карте, крафтинг предметов, или же атака по отдельным частям тела монстров, значительно упрощены.

С учётом целевой аудитории игры, подобные упрощения ожидаемы – что удивляет меня, так это количество механик, которые в игре остались, и насколько крепкую связь игра держит с серией-первоисточником несмотря на механический минимализм. При своём дружелюбии, это всё ещё Monster Hunter, с сохранёнными нюансами и механической глубиной.

BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin., изображение №13

Впрочем, не все компромиссы вышли удачными: в то время, как оригинальные игры сходу давали вам полную свободу и с уважением отпускали на четыре стороны, Stories 2 несколько часов держит вас за руку крепкой хваткой и проводит через все игровые механики, заставляя заниматься не пропускаемым набором миссий-обучалок – необходимое, но не очень лаконичное решение, которое я оценю ещё меньше, если мне придётся проходить сюжетную кампанию во второй раз.

(Моё лицо, когда я узнаю, что меня ждёт ещё одна обучающая миссия в 30 минут)

Основа боевой системы Stories 2 держится на механике “камень-ножницы-бумага”; персонажи могут применять мощные, скоростные и технические атаки, составляя треугольник, в котором каждый вид атаки перекрывает следующий, но перекрывается предыдущим. Нежели искать слабости монстра, игроку предлагается находить дыры непосредственно в его действиях, стараясь предугадать движения зверюги заранее.

Вместе с вами в бою участвует ваш монстрик-напарник, действующий по своей воле. Хоть вам и не дают управлять питомцем напрямую, вы всё ещё можете довериться его боевому чутью, повторяя атаки за ним – что в нужных условиях не только позволит вам нападать с двух сторон с увеличенным уроном, но и даст прирост к “шкале дружбы”. Как только шкала заполнится, вы сможете оседлать своего чешуйчатого друга и совершить мощнейшую совместную атаку.

Потата победила

Это не та боевая система, которую я могу назвать сложной, так как врагам свойственно повторять одни и те же приёмы, и для подготовленного игрока не составит труда подстроиться под их тактику. В то же время она подбрасывает достаточно сюрпризов, чтобы наказывать слепое прокликивание пунктов меню и мотивировать внимание к процессу битвы (особенно когда к системе присоединяются дополнительные переменные, будь то жонглирование видами оружия или удары по отдельным конечностям) . В главную же очередь мне понравился сам контраст Stories 2 в сравнении с устоявшимися представителями монстро-коллекционерского жанра: в то время, как в Pokemon монстрики являются вашей второй рукой, выполняя приказы и получая тумаки за вас, здесь же вы стоите бок о бок, не только напрямую участвуя в бою, но и руководствуясь действиями вашего зверька.

Потата проиграла

Связь между персонажем и его питомцами – ключевая тема Monster Hunter Stories 2, которая проявляется не только в сюжете и боевой системе, но и в самом подходе к миссиям. В то время, как в оригинальных частях объектом вылазок служили сами монстры, заканчивающие свою жизнь на острие меча охотника, здесь же нам предлагают собирать яйца, чтобы ухаживать за ними в своей деревне и заводить дружбу с вылупившимися ящерками. Зверюшки защищают вас, зверюшки помогают вам передвигаться через препятствия на карте, зверюшки служат вашей опорой в войне и в быту. Отсутствие значимого взаимодействия с теми, кого я приручаю, долгое время оставалось одной из моих главных претензий ко всей отрасли жанра коллекционирования монстров, и в то время, как я всё ещё жду свой идеальный мон-сим с пикниками и прогулками, видеть игру, которая в кое-то время совершает честную попытку связать сюжетную подоплёку о “заботе о братьях меньших” напрямую с самим игровым процессом, искренне приятно.

(Признаться честно, не могу говорить положительно о самой этике воровства детёнышей из чужих гнёзд, но не то чтобы к ним обращаются плохо, но что уж там, местные мордашки-переростки настолько очаровательны, что жила бы я в этом мирке, скорее всего занималась бы тем же самым =) )

Отсылая к размытому предисловию, мои опасения по поводу игры были довольно специфичны, исходя из мозжечка седого ветерана. Сможет ли она оправдать свою принадлежность к серии? Получу ли я от игры удовольствие, зная, на что способны старшие релизы по франшизе в свои лучшие времена? В то время, как картоха-рецензент упорно бодала попытки “найти монхан в монхане”, к тылу моих ожиданий прокралась на удивление сильная и достойная внимания ролевая игра, которая не только удовлетворяет особые фанбойские причуды, но и уверенно целится в один из лучших JRPG-тайтлов летнего сезона 2021 года.

Условившись, что ваш интерес не будет сбит неторопливым прологом и визуально-техническими недоработками, здесь есть что-то для всех: старые охотники могут взглянуть на вселенную Monster Hunter с необычного угла; для интересующихся новичков она послужит мостиком в глубокий и богатый мир с наследием в почти два десятилетия, а неприхотливые фанаты пошаговых боёв и медитативного гринда насладятся большим разнообразием контента и внутриигровых механик. Прибавьте к этому на удивление компетентную локализацию текста на русский язык (во времена, когда даже сам факт перевода JRPG является скорее исключением, а тяжёлая ноша адаптаций возлагается на фанатов-волонтёров), и вы получите релиз, который как минимум займёт ваше время в ожидании первопартийных гигантов, а в лучшем случае даже способен стать полновесным претендентом на одну из лучших игр, в которые вы играли на своём гибриде в этом году. Для меня это точно второе.

BreakReview: «Меч в ножны, поводья в руки». Обзор на Monster Hunter Stories 2: Wings of Ruin., изображение №14

Плюсы:

  • Глубокий игровой процесс, передающий аспекты серии-первоисточника в доступной новичкам форме;
  • Большое для жанра количество красивых катсцен и озвученных диалогов ;
  • Мотив дружбы между людьми и монстрами, хорошо переданный как в сюжетном, так и в геймплейном плане;
  • Разнообразие основного и стороннего контента;
  • Множество настроек для удобства игрока;
  • Качественный перевод на русский язык.

Минусы:

  • Разочаровывающе нестабильная частота кадров;
  • Мелкий шрифт, раздражающий при игре в портативном режиме;
  • Слишком долгие обучающие задания.

4.5/5

Обзор сделан на консоли Nintendo Switch первой ревизии, код предоставили Nintendo Russia.