Побег это выход! Обзор Metroid: Dread

Всего три месяца с анонса 15 июня понадобилось Metroid Dread, чтобы стать самой ожидаемой игрой года для Nintendo Switch. Релиз же показал, что фанбаза у серии всё ещё есть, и игра стала главным релизом Nintendo в этом году. 

После очередной неудачной попытки сделать сессионный F2P-шутер MercurySteam явно нужен был проект, который мог бы улучшить положение студии. Nintendo протянула руку помощи, учитывая качественную работу команды над ремейком второго Metroid, и дала вытянуть из болота Dread – пятую часть двухмерной ветки Metroid. Ту часть, которая не смогла добраться до полномасштабной разработки то из-за нехватки мощностей Nintendo DS, то из-за излишней фокусировки на шутерной Prime. Однако с помощью главного продюсера серии разработчики сумели продолжить сюжет культовой франшизы. Вышло ли это? Были ли верны обзоры критиков? Вам интересно наше мнение? Что же, попробую помочь вам с этим разобраться!  

Добро пожаловать на ZDR

В самом начале, нас встречает краткий пересказ прошлых событий, но он настолько короткий, что лучше дополнительно почитать отчёты разработчиков, которые можно найти даже на страницы игры в eShop или посмотреть историю на YouTube. Знание предыдущих частей очень важно перед началом прохождения этой игры, иначе вы упустите множество деталей и можете неправильно понять концовку. В плане истории Dread делалась с большим упором на фанатов серии, но об этом позже. 

По сюжету Самус прилетела на планету ZDR по срочному вызову оттуда, поскольку были найдены Паразиты-Х из Metroid Fusion, которых наша героиня, как она считала, полностью уничтожила. Встречает её антагонист и зачинщик этого сыр-бора – Вранов Клюв. Он нападает на Самус, застав её врасплох, отнимает все способности и оставляет в самом низу планеты на погибель. Теперь её задача – сбежать, попутно выяснив, что с ней произошло и как осталась в живых мертвая раса Чозо.

Только наёмнице в этот раз будет мешать не только Клюв с фауной планеты, но и 7 опаснейших и крепчайших роботов ЭММИ. На эту планету их отослала Федерация, чтобы решить ту же проблему с паразитами X, но по итогу потеряла с ними связь, а нам приходится расправляться с этими железками. 

Самая ловкая Самус в серии!

В игровом процессе нас ожидают самые крупные изменения во всей серии. Темп игры возрос в несколько раз, Самус бежит быстро, а откликается на ваши действия молниеносно. Мечта для спидраннеров и любителей пробежать буквально всё. Вдобавок, Самус научилась делать подкаты, что ещё сильнее повышает темп, позволяя сохранять состояние потока в движении. 

С возросшим темпом игры увеличилась и агрессивность врагов – инопланетные твари бьют много и больно, а умирать придётся чаще, чем в предыдущих частях серии. Впрочем, Dread никогда не отматывает прогресс слишком далеко, а потерянное здоровье всегда можно восполнить через убийство вражин – этими “кнутами и пряниками” игра диктует курс для правильного прохождения сложных секций, раздавая подзатыльники неаккуратным игрокам, но поощряя желающих попытаться вновь и получше.

Геймдизайн в самом Dread тоже претерпел изменения. Для меня игра разделилась пополам. Первая часть игры это наша любимая метроидвания, когда игрок вынужден бегать через локации и изучать каждый закоулок, в попытках найти проходы и секреты, чтобы заплутаться на час другой и искать выход. Все мы это знаем и любим. 

Вторая часть становится коридорно-линейной. Метроидвания уступает место классическому шутемапу, как во времена 16-бит. По сути, вы ходите за ручку игры, хотя вам никто и не говорит, что именно туда нужно идти. Вы чисто логически это понимаете, полагаясь лишь на оформление уровней. С какой-то стороны за это можно похвалить левел-дизайнеров. 

К примеру, получив способность вы выбираетесь обратно и сразу находите ей применение. Продвигаетесь дальше, убиваете босса, а следующий путь выводит на новую способность и так по кругу вплоть до финала. Мне лично этот подход… Нравится, поскольку экшен не теряется и вам интересно двигаться вперёд, находясь в интриге “Что же дальше произойдёт и что ещё я встречу”? Но тут же кроется и проблема. Мы в Metroid, но изучать локации особо нет желания, когда ответ куда идти перед нами. Искать лишние мини-улучшения, вроде дополнительных ракет, это скучное и иногда не стоящее трудов занятие, особенно если с логикой для решения головоломок у вас всё плохо. 

Чтобы было легче разбираться в катакомбах, карта получила множество улучшений. Вы можете теперь ставить маркеры и в любом количестве, тем самым помечая для себя на локации важные точки, к которым нужно будет вернуться. Также их видно на мини-карте и таким образом вы можете себе пометить место, куда хотите дойти сейчас. Вдобавок, карта иногда мигает в определенных местах, как бы намекая, что вы пропустили секрет. 

Мистер ЭММИ и его друзья

ЭММИ. Пугающая аббревиатура, не так ли? Для многих они могут стать лишь фактором раздражения, но не для меня. Преследующие игрока металлические “Тираны” имеют право стать одними из самых культовых противников в Metroid. Таких пугающих заноз в заднице сложно найти у коллег по жанру. 

Каждый ЭММИ находится в определённой карантинной зоне своего биома, откуда, к счастью для игрока, выбраться не может. Они незамедлительно реагируют на шум и быстро передвигаются по локации. Каждое их появление сопровождается уникальной сценкой представления их способностей. Каждая особь имеет особые навыки. 

Один умеет сканировать область комнаты, другой ускоряться, третий замораживать и т.д. а последний своей читерской способностью внушает настоящий ужас. Первая встреча с ЭММИ в принципе пугает. Он быстрый, никогда не останавливается, слышит каждый ваш шаг. Когда вас ловит этот робот-убийца, то практически моментально убивает, если ваша реакция недостаточно хороша, чтобы вовремя отбить его атаку. И если после знакомства с первыми роботами вы сможете над ними даже поглумиться, то последние их версии такого отношения к себе не терпят. 

ЭММИ сильно разбавляют игровой процесс, превращая Metroid в Alien Isolation, где ваша задача выжить, поняв куда идти и, по сути, решая огромную загадку со ставкой на вашу жизнь. Приятно, что после смерти вы начинаете с момента у входа в локацию, поэтому не приходится бегать от одной точки карты в другую, чтобы повторить попытку. 

Рядовые враги в Metroid Dread тоже радуют, как и их огромное разнообразие. По сравнению с ремейком Samus Returns, здесь вам придётся умирать не только от клыков чёртовых летучих мышей. Тут вам и плюющиеся, и летающие, и стреляющие, и закрывающие двери, и всасывающие и ещё куча других типов супостатов. 

А вот боссы… Боссы тоже прекрасны! Каждая битва с ними запоминается и даёт настоящее испытание вашей реакции и навыкам. Как быстро отреагируете, как увернётесь, как поступите, что будете использовать – только ваше право. Тут даже имеются секретные проходы и способы убийства босса для тех, кто догадался, как достать способность раньше времени, и это очередной плюс. Крейг, Голзуна, роботы Чозо и прочие очень хороши. Финальный босс-файт, по моему скромному мнению, лучший в игре. 

Недометроидвания

Здесь хвалебные оды переходят в обсуждение проблем проекта. Как я сказал выше, метроидвании стало меньше. Вы всё ещё можете идти изучать карту и искать улучшения для ракетницы и прочего, но смысла в этом мало, поскольку походу прямого прохождения вы и так соберёте достаточное их количество. Плюс два снаряда к запасу ракетницы не даёт никакой мотивации к изучению локаций и решению головоломок. Да, в предыдущих играх серии дела обстояли примерно также, но это давно стоило изменить, оглядываясь на коллег по жанру, предлагающих интересные бонусы и более важные награды игрокам за любознательность и смекалку. 

Саундтрек для серии Metroid – священная вещь, которую очень тяжело испортить. Но тяжело – не значит невозможно. MercurySteam прошляпили всё. Он никакой. Буквально. По другому не опишешь. Да, он обычно соответствует локациям и их настроению, но для серии очень и очень проходной, и забывается очень быстро. Если сравнивать даже с композициями из Metroid Fusion или Metroid: Zero Mission, сразу обращаешь внимание на то, что за ними стояли люди, пытающиеся передать атмосферу планеты, полной враждебной фауны и непроходимых, на первый взгляд, препятствий. Над саундтреком Dread работал композитор Metroid: Samus Returns, который представлял из себя реаранжировку саундтрека оригинала с добавлением новых композиций и, как ни странно, там он звучит отменно. Можно лишь предположить, что композитору не удалось выполнить свою работу к сроку, что вполне сходится с последними новостями о неудовлетворительной рабочей атмосфере в студии разработчика.

Если ЭММИ как враги хороши, то вот рецепт их уничтожения повторяется из раза в раз без исключений. Вам нужно добраться до аналога Mother Brain, убить его, получить временную способность с чередой быстрых выстрелов, что расплавляет металл ЭММИ и открывает их уязвимое место. 

Вот только этот промежуточный босс вообще неинтересен, поскольку убивается, с моими навыками, с первого раза, а каждое его новое появление различается лишь количеством пушек в комнате. Это не лучший аспект, перенятый из Samus Returns

Однако это все ещё лучше огров мини-боссов из God of War, которые буквально ничем не отличались. ЭММИ, по сути, тоже убиваются одинаково. Вам нужно понять, где в комнате лучше всего встать, чтобы успеть расстрелять их скорлупу и зарядить мощный выстрел по слабому месту. 

Недостатки лично для меня здесь заканчиваются. Как минимум те, что не заставят меня засыпать вас спойлерами сюжета. Та же концовка сначала взорвала меня, но после, покопавшись и разобравшись в лоре, я все же подостыл и понял, что знание серии необходимо. Без контекста вы сгорите от происходящего и получете тонну негативных впечатлений и пачку новых вопросов. Они будут и про Самус, и про Чозо, и ещё за Fusion накидают пару моментов. Фанаты явно ещё не скоро закончат обсуждать это. 


Metroid Dread вызывает противоречивые чувства. Это великолепный проект, в который было увлекательно играть все мои 9 часов прохождения. Разнообразие врагов велико, темп быстрый и не даёт заскучать. ЭММИ – великолепные враги, которые поддерживают напряжение. Локации достаточно отличаются друг от друга и по ходу игры могут изменяться, а головоломки(если вы ими, конечно, займётесь) великолепны, как и боссы.

Но при этом есть сомнительная вторая половина игры, где авторы не заморачиваются и своим геймдизайном ведут игрока за ручку. Саундтрек никакой и не запоминается, повторяющиеся битвы с убийством ЭММИ и летающих глаз, а также завершающий игру поворот сюжета – ужасны. Как и решение сложных головоломок, которые не вознаграждают игрока в достаточной степени за его смекалку, и это грустно. Лично для меня это стало поворотным моментом, когда я решил, что не буду зачищать остатки карты на 100%.

Да, пожалуй это лучший Metroid из всей серии, но при этом далеко не лучшая игра в своём же жанре. Для новичков это идеальная стартовая точка для знакомства с игровыми аспектами метроидваний. Фанаты данного класса игр и серии в частности же смогут получить море впечатлений от проекта, в том числе и негативных, из-за которых можно бросить прохождение.

Стоит ли по итогу играть в Metroid Dread? Да, определённо. Проект заслуживает внимания, учитывая наличие очень хорошего русского перевода и озвучки, которая не уступает оригиналу и даже местами лучше. По такой цене? Спорно. У меня ушло 9 часов на прохождение и сбора более 50% предметов. Если накинуть ещё часа 3 на сборы всего оставшегося, то даже так, 4000 рублей за 12 часов геймплея – это не самое лучшее предложение. Я не говорю, что лучше пойти купить другую метроидванию, но если у вас нет свободных средств и вы не фанат серии, то советую обдумать покупку несколько раз.

Плюсы:

  • Улучшенный геймплей из Samus Returns и отличный новый темп игры;
  • Большое разнообразие врагов, хорошие боссы и великолепные ЭММИ;
  • Первая половина игры отличная, изучать локации и решать головоломки правда интересно. Геймдизайн в принципе радует своей проработанностью;
  • Удобная карта;
  • Управление идеально отточено и Самус управляется идеально как никогда! 

Минусы:

  • Вторая половина, когда геймдизайн просто ведёт вас за ручку и все желание изучать локации пропадает;
  • Обращаясь к пункту выше можно сказать, что это не лучший представитель метроидвании;
  • Саундтрек никакущий;
  • Без знания лора могут возникнуть проблемы;
  • Репетативные мини-боссы перекочевали из Samus Returns. 

Итоговая оценка 4.0 из 5

Редактировали обзор: Юрий Маркин, Pipistrele, Илья Астафьев
Игра для обзора предоставлен Nintendo Russia, пройдена на базовой Nintendo Switch