Мобильные игры или не очень? Рассуждения на тему.

ЧТО: Мобильные игры они такие.
КОГДА: В ваших карманах, если конечно устройство туда помещается.
ЗАЧЕМ: Всегда возникает вопрос что лучше: «Взять современный смартфон/фаблет/планшет или купить карманную консоль?» Речь о гейминге конечно, или Вы еще не догадались?

«Немного» нудятины под соусом noproof, или свои размышления.

    Зайдем мы с далека, попутно отвлекаясь от темы, а заодно и просто представим себе картину. С 2010 года, когда пошла яркая тенденция на смартфоны, а с 2012 их увеличения в объемах экранов и начинки, многие начинали сравнивать их с ПК. Что-ж, тут казнить нельзя, помиловать. (Запятую можете перенести, не существенно, кхм).
    Дело в том, что со времен первых PocketPC, в народе КПК, а так же просто непристойно «кирпичей», всем охото заполучить девайс сродни персональному компьютеру. Да не где либо, а прямиком в карман к себе. Однако заметим, что сравнивали во все времена такого рода устройства. Еще на PalmOS/Windows Mobile. Ведь только представьте, полнорабочая платформа, которая позволяет не только выполнять офисные задачи, получать мультимедийный контент, но и еще играть. К сожалению сравнения всегда происходят ай как плохо, и многие забывают главное — мобильное устройство, оно на то и мобильное. Начнем разбор полетов?

    Вернемся к эре становления популярных ОС, на рынке нишу которых занимают полноценно Android и iOS. Две разношерстные платформы на текущий момент предоставляют возможность геймерам наслаждаться играми не отходя от кассы, так сказать. В поезде, метро, самолете или просто в общественном транспорте, на парах, в туалете, в душе или на вечеринках. Список бесконечен, можете сами продолжить, если фантазии хватит. Однако тот ли контент нам предоставляют?
    Последние 3-4 года, почти весь мобильный игромир перешел на систему f2p (free-to-play). Дешево и сердито. Зашел себе в GooglePlay/AppStore, скачал игру, потыкал в экран, довольный спать пошел. Можно не платить. Особенно актуально для России, где многие эстеты так и кричат: «халява, сэр«. Но за этим кроется и беда — проекты зачастую обладают внутриигровыми покупками, что либо заставляет проходить кусок игры раз по сто, или вкладывать свои кровные, вон за тот хизлый кристалик, который поможет продвинуться дальше. По некоторым подсчетам, общие вложения в такие игры в разы превышают Premium модель распространения. Разработчики кушают хлеб, порой на откровенной халтуре, а люди и рады стараться.

    Нет, это отнюдь не придирки. Еще раз flashback, и вспомним, а много ли действительно стоящих проектов на мобильных устройствах?
    Ответ — пожалуй 30/70, что не в пользу хорошим проектам. Мы не охватываем мусорный бак платформ, где кликкеры, раннеры, фермы и прочая чушь засоряют тоннами площадки. Речь идет о поистине хороших, качественных и высоко оцененных играх, те. что на слуху у большинства. В основном это порты или околопорты знаменитых игр, частей или их переиздания (помните, 2011 год, когда вышла Grand Theft Auto III на обе платформы?). Не малую роль играют и инди-проекты, но их еще меньше. Тут правда мнение разделяется, кто-то начнет говорить, что в том же транспорте некогда вникать в сюжет, а надо лишь отвлечься, кто-то наоборот заступится за эту околесицу и будет с пеной у рта доказывать, что за мобильными играми ААА-класса будущее, и каждый по своему будет прав.

    На последний год ситуация такова, что это поприще (мы все о портах, и т.д, нить не потеряли?), уже остывает, меньше анонсов, слухов, и вообще какой либо информации. Правда, нет-нет да выстрелит. Вспомним недавний анонс Codemasters, о GRID Autosport на iOS, вот уж где новость! После Rockstar и их студии WarDrum ничто так не колыхало интернет. Но сейчас не об этом. Мы забыли о аспектах игр и сравнении мобильных. Еще разок?

    При мобильном гейминге у нас в руках только мобильное устройство, иногда приобретают дополнительные девайсы, в виде навесных геймпадов, превращая свои высокотехнологичные гаджеты в чудовище Франкенштейна, но мы остановимся на первом варианте. Кнопок нет, тут мы тыкаем лишь по экрану. Сенсоры сейчас позволяют захватить свыше 10 нажатий за раз, что очень благоприятно, при играх некоторых форматов. Мы можем позволить себе при должных размерах и разрешении экрана поиграть в стратегии или hack’n’slash (к примеру Rome Total War/Titan Quest/Emergency), или погонять в очередную РПГ (Jade Empire/Star Wars KOTOR/XCOM EW), или же скоротать вечер за тяжелым детективом и мистикой (Fahrenheit тому пример), или в море экшена окунуться (тут думаю с десяток игр сами наберете), плюс размять мозги над очередной шедевральной головоломкой. Почему нет шутеров или гонок? Ну вот опять…     Мы на сенсоре господа. Удобно ли вам играть в шутеры, где половина экрана закрывается лапищами жирными, а в гонках заезд по 40 секунд, и передышка между гонкой в час, или и того хуже — плати, потом едь? Ну нет же. Пытались, проходили, знаем. Тому печальный пример Bioshock. Разработчики и с управлением бились, все равно вышло не то, и с графикой, хотя это вообще последнее на что стоит обращать внимание. И в итоге ее от греха подальше убрали. Если Вы считаете приемлемым такие игры — дальше читать не советую. Уже наверное грязь льется из Вас, постерегите свои нервы.

Оно нам надо?
    Никто не сказал, что мобильный гейминг сплошь и рядом плох. Да, текст выше несет негативную окраску, но вернуться в «свой 2007», пройти пару, тройку, затертых до дыр шедевров — очень даже классно. Но в дело вступает удобство, цена (а она на порядок выше исходной на старших собратьях-платформах), а порой и качество. Вот плавно так, сквозь терни бреда мы добрались до главной сути. Сравнение.

Матчасть, тапками не кидаться, из аудитории вон!
    Итак, мы на смартфонах играем в игры, неважно каким способом, классическим, или как в том кино, которое так же начиналось, но суть одна. Мы так же хотим и больше, лучше, качественней. Одно но…
     Не могут смартфоны/фаблеты и прочая электроника подобного рода в ПК! Ну нет и все тут. Я сказал нет! Уйди с глаз долой, учебник в зубы и учить!
    Вина тому — архитектура. Аппаратная часть, ее разработка и оптимизация. Оба гиганта мобильных платформ — это Unix составляющие. Android базирован на ядре Linux, iOS полностью переработан. Аппаратную часть, из года в год которую вы видите, с наростом синтетических попугайчиков, очень далека от хорошего компьютера, даже по меркам пяти летней давности. Ответ прост — они базируются на других формах вычислений. К примеру, 64-битная архитектура появилась лишь с выходом на рынок iPhone 5s, что дало толчок к наросту производительности. Но, увы и ах, ARM-процессоры до сих пор не могут дотянуть до вычислительной мощности стационарных. Яркий тому пример — запуск умельцами, как нативно, так и через эмуляторы различного рода настольных ОС, а-ля Windows, DOS, Ubuntu и прочего искомого. Телефоны со скрипом поедают Windows XP, а графические процессоры, хоть и базируются на новых технологиях, не заменят вам опционально настоящую видеокарту. Нет, у них разные технологии обработки данных, у них разные технологии производства, вычислений, набора api/команд, ретрансляторов, и пр.пр.пр. Нельзя, ну никак нельзя сравнивать частоту ARM процессора, с LGA к примеру. Вы рехнулись? К сожалению на последней ответ в современных реалиях все больше ответ — «ДА«, чем нет. Поголовно пошла тенденция твердить о том, что телефон же запускает вон ту GTA San Andreas, или вон ту XCOM, но вот тут в бой и вступает великая «ОПТИМИЗАЦИЯ«!

Мать выпуска игр. Оптимизация.
    Помимо проделанной работы разработчиками, в виде переноса кода игр на нужные нам платформы, разработки с нуля управления под сенсоры или его аналоговая адаптация (MFI контроллеры или же захват сенсоров и отдачи), мы с Вами еще упускаем один момент, т.к. языки программирования разные, как языки народов мира, а движки, ядра, составляющие коды программ и ОС тоже везде разные, ко всему прочему, разработчикам требуется огромная масса времени для переноса кода игр, его запуска под мобильные платформы. Это затратно, т.к. либо приходится чем-то жертвовать (например графикой, в угоду роста производительности вычислений, и снижения нагрузки), либо обрезать игру, в том или ином варианте. Если с iOS все попроще — тут железо из года в год свои параметры меняет лишь технически, а не в плане понимания программистов и обратно, то с Android все более печально.

Первое — это количество разнообразных вариантов сочетания железа. А каждый чип уникален по своему, тут для него еще постараться надо, написать пару строк кода. Это разная среда разработки (к примеру не так давно Dalvik сменило ARK), а с каждым годом Google совершенствует свои API для того, чтобы разработчики снова и снова переделывали свои труды. Отсюда у Android пользователей и артефакты в играх, и торможения на самых топовых устройствах по заявлению производителей, и перегревы, и прочие затруднения. Это слишком емкие вопросы, чтобы им уделить достаточно долгое время, они нудные, касаются большого аспекта понятий программирования и понимания устройств вычислительной техники, архитектуры и пр. В любом из вариантов — мы не увидим еще в руках телефона способного обогнать ПК по мощности, лет так 10 минимум. Мы даже не затрагивали тему ограничений вводимых жадными производителями. Но это совершенно другая история.

На сцену выходит PSP/PSVita, громкие овации, господа.
    Как же так?! Эти консоли морально устарели, на текущий год! У них слабое железо, и вообще… Да, да, да, да. Читать выше пробовали? Нет, ну что-же, еще раз.
    Когда PSP вышла в своем 2005 во всем мире, это была самая опережающая время консоль. И железо, пусть не самое удивительное, но делало свое дело. Игры писались реками, благо позволяли инструменты для разработчиков. Тут никто не сетовал на 333Mhz, просто делали. Это был триумф для Европейского и Японского рынка (с последним даже я поспорю), удобство и реально классные игры тех времен в кармане. Что, по Вашему позволило добиться такого, почему телефоны не способны потянуть игры разряда Colin McRae 2005 Plus? На Android и iOS выпустили лишь некое подобие того, что может быть. Ответ прост — технически сложно, и все что описано выше. Не спасут тут и ядра с крутым OpenGL 3.5/4.0, и 8 ядер вашей самой крутой трубки на свете. Про эмулирование вообще не завожу речи, ибо это не целесообразная тема. Эмуляция занимает слишком много ресурсов систем (в 2, в 3, иной раз в 5 и выше раз, от текущей системы), а без знания технологического процесса и вообще затруднительная вещь, ибо только разработчики знают как работают их процессоры. Пример все тот же PSP эмулятор (PPSSPP), который далеко от идеального даже на сегодняшний день. Сюда же приплетем удобство управления играми. На смартфонах ни тактильных ощущений, ни удобство обозревания происходящего на экране, вообще сплошные минусы. Не согласны? Ну, это ваше право. Дело и привычки, и предпочтений. Хотя я все сказал…

PS Vita — тогда и сейчас.
    Нет не все. Мы же сравниваем гейминг. Или только о мобильных шуршим? Вот и последователь PSP подоспел, да как-то сдулся быстро. На старте все шикарно, игры, перспективы, 2012 год был конфеткой. А потом… Впрочем, эту грустную сказку мы уже слышали. Sony напрямую заявило, что бороться с рынком мобильного гейминга не собирается, потому и PS Vita получила красный свет. 

Бороться тут отказываются не с тем, что на мобильных проекты круче, да сочнее, тут мы с вами уже разобрались. А в том, что в современных условиях игроки играют в графику, не в игру. Им нужна красивая картинка, не сильно замороченный геймплей, и простота. Во всем. Это же позволяет избавится от клавиш управления. Просто посмотрите сколько игроков в NFS NoLimits. Вы серьезно? Это гонкой называют сейчас… А я то думал гонки, это нечто NFS Hot Pursuit/Porsche Unleashed. К примеру так. И опять очередная назревшая тема для рассуждений.
    Бороться сейчас нет смысла, мобильный гейминг повяз в грязи, выкачивании денег и однотипных проектах, тоннах, игр-однодневок, которые призваны лишь удержать у экрана на первые 15 минут, до очередной передышки и пополнения энергии. А SonySony просто сдалась. RIP чтоли…

На последний вздох?
    Впрочем не все так плохо. Тут и выход взлома прошивки подоспел HEN, со временем и до конца все сделают (уж очень надеюсь), а это вдохнет новую жизнь в эту консоль. Даст ей развернуться. Да, основной базы игр очень мало, да, эмуляторы спасают (к примеру запуск PSP игр из родного эмулятора Vita), но возможно, где-то в моих пьяных мечтах, архитектура Vita будет похожа на архитектуру PS2, в плане программном, и это позволит ей выйти вперед, пусть и не официально? Тут правда еще в защиту подсудимого и юзабилити вступает. Органы управления и соответствие современным требованиям, к примеру сенсорный экран. Но просидеть несколько часов, завернувшись в плед, попивая горячий кофе, и вникая в очень крутой сюжет, куда приятней за осязаемой консолью, перед глазами, с типичным «клик» по клавишам, а не бездушным вождением пальцем по экрану. ИМХО.

    В консоли своих и плюсов и минусов масса, каждый надет что-то свое. Но она полностью отвечает современным запросам, даже игры из f2p в premium с мобильных и те заглянули. Да, в угоду единому девайсу за все, приходиться держать еще один для конкретных нужд. Но даже Стив Джобс считал (ай, да что уж там, заплюйте меня после этого, вечные аутсайдеры), что планшет — должен быть планшетом, плеер — плеером, а телефон — телефоном. И если уж на то пошло, я полностью с ним согласен.

    Это не исключает, что мы не увидим в будущем нечто, что придет на замену всему этому.

    Выведем урок, трудной лекции из многих букв про телефоны и малюсенький кусочек про консоль.
У всего есть свои плюсы и минусы, у каждой идеи сторонники, даже теории Дарвина и той поклоняются. Однако это не исключает момента, что нельзя сравнивать возможность игры на всем. Мы всегда играем. И пусть телефоны далеки от идеала, у них куча недостатков, но в чем-то они все же дают прикурить старушкам карманкам. А консоли гордо отвечают олдовым геймерам, и стоят на страже чистых и не опозоренных играх AAA класса.
     Мы не получим топовую производительность от мобильных устройств, и лишь гадать нужно, когда тот или иной проект позволит сказать «Вау», а у PSP/PSVita железо уже далеко от современных стандартов, хотя и не раскрыто полностью, со всем потенциалом.

    Если Вы смотрите в сторону смартфонов/фаблетов/планшетов — помните, за все нужно платить свою цену. Это начиная от игр (помойку не рассматриваем), удобства, кучей проблем и дополнительных гаджетов.
    Если Вы смотрите в сторону консолей — забудьте о шквале игр, как в Google Play/AppStore. Но и примите во внимание, что те игры, которые вышли или будут выходить — могут отобрать у вас десятки часов хорошего геймплея, а не 5-10 минут времени. И они же у вас оставят лишь самые теплые воспоминания.

    Уважаемый друг, если ты дочитал весь этот шквал мыслей до конца, я тебя поздравляю. У тебя львиное терпение, и может быть это поможет сделать свои выводы. Если же нет… Мне очень жаль.
    Это была лишь прелюдия к огромным, годовалым войнам, спорам и разногласиям, многим мыслям после и до, и просто огромнейшей сфере рассуждения. И пожалуй все.

Вам может понравиться