PGS и GPD Win – такими ли должны быть Windows-портативы?

Часть первая: Концепты.

Уже как года три на рынке присутствуют Windows-портативы. Точнее сначала были только планшеты, которые расплодились благодаря платформе Intel Sofia. Теперь же у нас есть полноценный портатив в лице GPD Win, который не смог определиться что он такое – субноутбук, забытый уже всеми UMPC, или же всё-таки консоль. На горизонте светится слайдерное нечто, по имени PGS.

Steamboy – первый концепт x86 портатива

Началось всё это портативное безумие со старины Гейба, стим-машин и веселого концепта SteamBoy. Который по сути, был совокуплением экрана вашего смартфона со Steam контроллером.

Дизайн очень понравился людям, что  за превращение его в жизнь взялись испанцы, собрав 500 тысяч евро в краудфайндинговой кампании на IndieGoGo. С тех пор все сообщения кампании остаются доступными лишь для тех, кто платил, так что информации никакой о ней на данный момент нет. Кроме той, что она всё ещё не вышла, и, видимо, устарела и опоздала.

Часть вторая: Текущее состояние.

Произошло это по вине одной китайской компании под названием GPD. В своё время занимавшаяся копиями 3DS на Android с вменяемым железом, они решили сделать таковой и на Windows. И самое главное – получилось. Правда устройство стало похожим, на другого собрата по цеху – консоли с открытым программным обеспечением и безумной ценой – Pandora.

GPD Win – химера субноутбука и игровой консоли

Консоль построена на Intel Atom X7 Z8700 со встроенной графикой. GPD Win получилась весьма тяжелой, и с большим нагромождением кнопок. С одной стороны современная процессорная часть, с другой видеокарта, которая несмотря на поддержку всяческих новых инструкций и последних шейдеров вряд ли может порадовать производительностью. Слабее чем GeForce 415.

Конечно можно сказать – чего вы ожидали от такого маленького корпуса, платформа обязательно идёт с встроенной видеокартой и в любом случае будет её использовать повышая тепловыделение. Да и для наскоро собранного устройства (3 месяца от прототипа до продажи!) это отличный результат!

Да, вот только для старых игр нужна мощность и на Windows 10 они идут кое-как, а для новых уже нужна большая оперативная память, так как текстуры большие.

Хотя клавиатура и сделала очень удобным прохождение некоторых RPG, стратегий и прочего чисто компьютерного игродела, рекламируемая функция комфортной игры в относительно современные игры 2015 года упёрлась в потолок производительности. Потому что когда устройство не может обеспечить рендеринг в 24 с запасом кадра в нативном разрешении экрана – это уже не комфортно. Хотя любители Dark Souls 2 получили новый уровень хардкора.

Устройство, в конечном итоге, постигло судьбу Pandora, Pyra и прочих – когда на ней делают что угодно кроме игры. Собственно GPD это осознало и перешло на разработку субноутбуков, первым из которых станет GPD Pocket, который по отзывам обещает стать успешным среди гиков.

Часть третья: Второе пришествие.

PGS Hardcore – безумная смесь

Свято место пусто не бывает, и у нас на сцене видится следующий конкурент в лице PGS. Смесь PSP Go с Nintendo DS под заправкой из встроенного Android – смартфона по эфемерной цене от 260 долларов в версии с физической клавиатурой вместо второго экрана. А железо у неё при этом Intel Atom X7 Z8750 и HD экран.

Есть более дорогая версия за 500$, где корпус металлический, а процессор разогнан за счёт дополнительного охлаждения корпусом, Full HD экран.

Итак, мы получаем второй псевдоноутбук, без фирменной оболочки, с видеокартой на уровне GeForce GT520 с заниженными частотами.

Но самое грустное, что сейчас на сайте появилась таблица бета-тестеров, где указаны игры и настройки с комфортной скоростью геймплея. Средние показатели на все игры годовой-трёхлетней давности равны: LOW-qHD(это четверть HD = 960*540)-30FPS. Это не то качество, в котором хочется видеть игры. Даже на 5.5 дюймовом экране. Хотя это конечно всё ещё лучше 3DS, но насладиться этими играми, если вы в них играли в лучших условиях ранее, вы уже не сможете.

Вопрос напрашивается само собой, чем в PGS думают? В данном устройстве встроен смартфон с Helio X20 и Mali T880MP4 – довольно мощное железо для телефона. Но если подумать – зачем такой безумный дубляж. Чтобы поиграть в эмуляторы на Android? Серьёзных игр там всё равно нет кроме портов с ПК. Ради поддержки последнего вроде бы всё и задумывалось. Звонить с такого тяжёлого устройства всё равно сложно.

И теперь вопрос, зачем столько электронных компонент, которые никому не нужны. Почему никто так и не воспользовался концептом SteamBoy? Более того, что за жажда использовать достаточно мощный процессор, понадеявшись на его встроенную графику? Ответ мы скорее всего так и не узнаем, но давайте представим, какое бы железо поместили в портативную Windows-консоль сами.

Часть четвёртая: Устройство мечты.

С процессором всё ясно, мы пока не продвинулись вперёд, поэтому остаётся всё та же Intel Sofia, только вот вместо X7 было бы достаточно и X5.

С видеоподсистемой дела обстоят проще. Ещё ни один встроенный чип кроме несуществующих APU Ryzen не поддерживают DirectX 12, поэтому выбор очень лёгок – GT7900 от PowerVR.

Это не самые дорогие чипы, по мощности приближаются к R7 240/GT 740, при очень скромном энергопотреблении и возможности поиграть на средних в HD в игры двух-трёхлетней давности.

Память оперативная – формата DDR3L на 8GB и флеш-накопитель – формата eMMC на 128ГБ. Возможно воздушное охлаждение. Экран TFT с разрешешением 720p на 6 дюймов. Плюс Steam с автозапуском в Home – оболочке. С контроллерами сложнее, так как это должна быть или полноразмерная выдвигающаяся клавиатура, или же геймпады по бокам – но это уже на ваше усмотрение.

Остаётся вопрос – будет ли это всё дешевле железа в PGS? Если вычесть встроенный смартфон, две лишних камеры и вторые флеш-чипы под Android – будет наравне. Самое смешное в том, что встроенный в PGS Mali T880MP4 мощнее встроенной в процессор Intel графического решения. Он поддерживает DirectX 11, и теоретически по сайту производителя данного видеоадаптера может использоваться под Windows, но как вы понимаете, заморочек с драйверами разработчики из PGS решили избежать.

Остался вопрос – чем я могу это доказать? Существованием Nintendo Switch. Присоединение в Tegra SoC дополнительного процессора от Intel уместилось бы в цену изничтожения технологии отделяющихся геймпадов, и умной вибрации. Tegra X1 по графической производительности равна GT730 и вполне уместна для портативного игрового решения, а воздушное охлаждение не доставляет проблем и довольно мало шумит.

Я не рекламирую Nintendo Switch, просто хочу резюмировать то, что GPD или PGS вместо попыток сделать своё устройство крутым за счёт бесполезной периферии, лучше бы позаботились об архитектуре. Nintendo Switch в формате монолитного устройства – это то чем должен был выглядеть портативный ПК гейминг сегодня.

Часть пятая: Будущее, или вместо послесловия.

Начнём с того, что будем  верить, что PGS сможет популяризовать рынок и большее количество производителей обратят на него внимание. Будем ждать Smach Z, и смогут ли его контроллеры и вес сделать устройство по настоящему портативным.

Ещё одной противоречивой новостью стало то, что от видеопроцессоров PowerVR отказывается Apple и первым придётся искать новые рынки сбыта. Молодой рынок ПК-портативов , надеюсь, сможет стать им пристанищем, или хотя бы одним из источников дохода, так как решения их новой серии Furian выглядят очень перспективно.

В любом случае – ПК портативы это больше не сказка. Прогресс и миниатюризация двигаются вперёд. Осталось лишь дождаться нормальной реализации.