BreakReview: «Джубилайфу Исекаево». Обзор Pokemon Legends: Arceus

Покемоны! Видеоигровая (и не только) франшиза, которая не нуждается в представлении, но о ней всё равно интересно рассказывать. Начиная со своего появления на гибридной консоли, серия о приручении боевых зверюшек стала наверное самым спорным из ключевых эксклюзивов Nintendo. Будь то проблемы в техническом исполнении, или же непопулярное решение убрать чуть ли не половину покемонов из нового ростера, каждый шаг подводил студию-разработчика GameFreak к враждебным отношениям с собственной фанбазой – что, впрочем, не мешает им бить рекорды продаж.

…наверное не слишком красиво начинать обзор пинками в сторону прошлых “грехов” компании. Впрочем, иногда стоит сразу вывалить плохое, чтобы было больше времени поговорить о хорошем, ведь Pokemon Legends: Arceus является самым амбициозным проектом команды GameFreak за последние несколько лет. Избавляясь от чемпионатов, покемон-мастеров и технологических излишков поке-технологий, игра вместо этого отправляет нас на несколько сотен лет назад, исследовать живописные просторы региона Гисуи на самой заре науки покемоноведения.

Pokemon Legends: Arceus начинается в “царстве вне времени и пространства”, где нам предложат имя сказать и себя показать. Всего здесь 8 вариантов внешности, различающихся полом, кожей и цветом волос. Как и в Sword & Shield, игрок может поменять причёску или приобрести другую одежду по мере прохождения, так что нам не придётся ходить с одним и тем же обликом всю игру.

Выбираем попаданца

После скромного пролога нас тут же отправляют в регион Гисуи… в буквальном смысле, бесцеремонно бросив бедного аватарчика с неба под ноги недотёпе-профессору Лавентону и его трём зверушкам (один из которых в будущем станет нашим стартером). Если от сломанных костей нас спасли “броня сюжета” и возрастная категория в 6+, то сориентироваться ребёнку в неизвестном регионе будет уже не так просто.

Благо, преисполнившись любопытством к небесному пришельцу, а также вдохновившись нашим неожиданным талантом к ловле покемонов, Лавентон берёт нас с собой, приглашая в скромную деревушку Джубилайф. Разумеется, не безвозмездно – чтобы заслужить хлеб, ночлег, и доверие местных жителей, нам предстоит присоединиться к экспедиционной команде Галактика, расположившейся в той же деревне с целью изучения покемонов. Это преисполненная приключениями и неожиданными поворотами работа, которой нам и предстоит заниматься в ближайшие несколько десятков часов.

Добро пожаловать в Джубилайф!

Сюжет Pokemon Legends: Arceus хорош ровно настолько, насколько этого стоит ожидать от детской JRPG-серии про приручение ехидных клоунов и лисоящеров с ложками — конфликты региона Гисуи просты и прозрачны, а сюжетные повороты телеграфируются с расстояния гидропушечного выстрела. В то же время за происходящим всё ещё интересно следить, а отсутствие нарративной глубины компенсируется приятным набором персонажей – будь то без устали болтающие о времени и пространстве предводители Адаман и Ирида (предводители Алмазного и Жемчужного клана), энигматичный и подозрительно дружелюбный торговец Воло, либо же многочисленные, но одинаково харизматичные надзиратели. Скучать с местным ансамблем здесь не придётся.

Стоит также заметить, что многие события игры напрямую связаны с происходящим в других играх франшизы. Я думаю, что некоторые фанаты-старожилы уже углядели в тексте знакомые наименования, которые встречались годами назад в других играх серии.

Исключая сюжетные диалоги с болтливыми неписями, большая часть нашего игрового времени будет проведена за экспедициями по региону Гисуи. Pokemon Legends Arceus меняет соединенную путями сеть городов на единственную хаб-локацию, вышеупомянутую деревню Джубилайф. Здесь мы будем проводить наши экспедиционные подготовки, а также принимать дополнительные квесты от местных жителей – в основном они просят нас принести какой-то предмет, либо же заполнить определённый пункт в покедексе.

Пикников и карри-супчиков в этой игре нет, но можно призвать и сфотографировать покемонов в открытой среде

Ключевое отличие, которое мы заметим, выбираясь в наш первый поход – это то, как наш протагонист взаимодействует с окружающим миром. Исчезли модельки-чибики, фиксированные ракурсы с высоты птичьего полёта, а также битвы, происходящие на отдельном экране. Теперь покемоны перемещаются по карте в масштабе 1:1, и чтобы поймать зверюшек, нужно действительно швыряться в них покеболлами. Хотите начать битву? Процесс такой же, но в обратном порядке: Выбираем покеболл с пойманным покемоном и швыряем его в монстрика на выбор.

Сезон охоты на кроликов

Сама боевая система всё ещё механически близка к предыдущим играм серии – пошаговые бои и жонглирование типами атак в наличии. Из нововведений стоит отметить, что в сражениях на нас может напасть сразу несколько монстров, и что некоторые атаки теперь позволяют выбрать “сильный” и “ловкий” стиль (что на практике сводится к жонглированию между скоростью и мощью атаки). Не могу сказать, что эта механика слишком изменила мой подход к самим битвам, но иногда она всё же позволяет быстрее закончить монотонные бои, упростив процесс прокачки персонажей или фарма заданий для покедекс-досье.

Что же это за “покедекс-досье”? Здесь всё интересно: так как наша работа в первую очередь всё-таки научно-исследовательская, то и покедекс мы заполняем немного по-другому. Если в прошлых частях было достаточно лишь поймать нужного монстрика, то теперь у нас есть целый список заданий, которые нужно выполнить в произвольном порядке, чтобы полностью изучить увиденного покемона.

Выполняем экспедиционные ответственности

Некоторые из покедекс-заданий традиционно просты, будь то поймать покемона несколько раз подряд или победить его в бою. Другие же относятся к наблюдению и заботе за уже пойманным покемоном – например, несколько раз увидеть определённый приём, или позволить нашей зверюшке эволюционировать. Чем больше заданий выполняется, тем больше мы начинаем понимать о монстрике – сперва узнавая о его предпочтениях в еде, затем о предметах, которые он любит носить с собой, а к концу исследования получая уже полную картину вместе с традиционным для серии покедекс-описанием.

С появлением этих условий сам процесс заполнения покедекса стал куда более трудоёмким, что отчасти компенсируется посвежевшим интерфейсом и ускорившимся геймплеем. На самом деле нахожу такой подход очень интересным, так как он помогает подчеркнуть экспедиционную составляющую игры и сделать процесс завершения покедекса менее монотонным. В то же время многие задания повторяются слишком часто, и чувство скучной рутины по мере прохождения всё равно возвращается. Для первого раза неплохо, но оставляет желать лучшего от последующих частей, если GameFreak решат развивать эту идею дальше.

Если идти далеко, а ноги устали, то можно передвигаться при помощи ездовых покемонов, открываемых по мере прохождения сюжета

Будучи представителем профессии, регулярно контактирующей с дикими покемонами в открытом пространстве, успокаивать агрессивный бестиарий Гисуи придётся тоже нам. Время от времени сюжет Legends: Arceus сталкивает нас с рассвирепевшими высокоранговыми покемонами – это местные босс-битвы, связывающие сюжетные моменты воедино и заменяющие классическое бодание с другими покемон-тренерами за значки. Сами механики просты: нужно уворачиваться от атак босса, метаясь в него мешочками с успокаивающим бальзамом, пока тот не утихомирится.

Иногда игра позволит призвать своего покемона, вызвав босса на прямой поединок. Если мы победим, то тогда зверь будет оглушён, открыв нам возможность накидать побольше мешков… хотя признаться честно, для меня это чаще заканчивалось нокаутом своих же покемонов, и сделать всю работу самой оказывалось удобнее и быстрее. В целом, босс-битвы в Pokemon Legends: Arceus являются другим примером интересной идеи с “зелёными” огрехами: их появление меняет игровую динамику интересным образом, но сами бои слишком простые и короткие, и их присутствие ощущается больше как “тест-драйв” для будущих игр серии.

Сражение моих любимых покемонов. Пожалуйста, не деритесь 🙁

Ещё при появлении первых геймплейных трейлеров Pokemon Legends: Arceus получила достаточно пинков от аудитории за своё графическое исполнение. К сожалению, пинать тут есть что, и после личного знакомства мне остаётся лишь надеть кеды и встать в очередь. На самом деле в игре много визуально приятных деталей, когда дело доходит до дизайна: новые “региональные” версии покемонов вызывают очарование (вы только посмотрите на этого пёсика!), а симпатичные дизайны “людских” персонажей предоставляют плодовитую почву для будущих фанартов.

С другой стороны, я не могу избавиться от впечатления, что эти аспекты выглядят красиво вопреки движку, нежели благодаря ему, и на каждую живописную локацию хватает размытых текстур, повторяющихся рядов флоры, и странных визуальных багов. Смотреть на такое в высокопрофильном Nintendo-эксклюзиве 2022 года откровенно неловко. Объяснить причины подобного результата не слишком сложно (короткие сроки разработки и относительно малое число сотрудников), да и качество картинки не мешает стабильности игрового процесса. В то же время сложившаяся ситуация говорит о том, что игра провела недостаточно времени в предрелизной печи, и ей не помешало бы дополнительное время для разработки.

Впрочем, даже если мои глаза игру и не приняли, то мои уши влюбились в неё с первого прослушивания. Звуковое сопровождение Legends: Arceus – одно из лучших, которое мне когда-либо приходилось слышать в серии, и оно чуть ли не в одиночку вытягивает на своём горбу существующие огрехи в презентации. В музыкальных треках игры можно услышать лейтмотивы из предыдущих частей, но в то же время инструментация и стиль самих композиций значительно отличается от привычных для серии бодреньких мелодий, устанавливая куда больший фокус на атмосферу. Особенно для меня выделяется большое количество живой аранжировки – в этот раз в звуковом ряде преобладают студийно записанные клавишные и струнные инструменты, задавая подходящий фон нашим долгим и одиноким экспедициям.

К сожалению, на фоне прекрасного музыкального сопровождения отсутствие какой-либо озвучки выделяется ещё сильнее. И речь даже не о том, чтобы добавить в игру целиком озвученные диалоги для каждого персонажа – есть множество причин, по которым разработчики не дают своему ансамблю “каноничные” голоса и доверяют это дело фантазии игроков. Проблема скорее в том, что звуки отсутствуют вообще, и за исключением редких моментов модельки попросту мимикрируют ртом, пока буквы тихо появляются в текстовом окне. Это не первая Pokemon-игра, подходящая к озвучке диалогов методом “нет звука равнозначно нет проблем”, и подобное решение до сих пор кажется одновременно низкобюджетным, выбивающим из чувства присутствия в игровом мире, и попросту очень странным.

В этом скриншоте столько же звука, что и в самой катсцене

Пожалуй, самые подробные комплименты стоит отдать игровым механикам и интерфейсу, которые претерпели наибольшие изменения в хорошую сторону. Многие из застоявшихся JRPG-артефактов, присущие как Sword/Shield, так и вышедшему лишь пару месяцев назад ремейку Brilliant Diamond/Shining Pearl, отправились в мусорное ведро. Теперь на смену пришли более удобные, современные и, что уж там, имеющие куда больше смысла дизайнерские решения.

Раньше для ловли покемонов приходилось всегда вступать в бой – теперь достаточно лишь кинуть покеболл и дождаться результата, что не занимает больше пяти секунд. Если в прошлых частях при повышении уровня зверька игра размусоливала каждую цифру в бесконечных диалоговых окнах, то теперь любые изменения в шкалах EXP лаконично вынесены в верхний левый угол экрана, при этом не прерывая игровой процесс. Эволюционировать готового подрасти покемона можно когда угодно, без нужды делать решение в оперативном порядке. Это же относится и к боевым способностям самих покемонов, которые теперь можно свободно и без потерь менять вне боя. Даже такие мелочи, как покупка покеболлов и снадобий, можно обойти через местную систему крафтинга, используя собранные в дороге шишки и жёлуди во благо экономии. Возможно, такой список механических улучшений и не кажется выдающимся на фоне других современных JRPG, или даже конкурентов по жанру коллекционирования монстров (Monster Hunter Stories 2, Shin Megami Tensei V) – но для серии, которая уже давно выступает объектом критики за свои устаревшие механики, всё это является огромным скачком вперёд.

Кормим питомцев

Сетевые аспекты! Их вроде бы и не видно, но если прищуриться, то что-то даже можно заметить. По словам журналистов и датамайнеров, Pokemon Legends: Arceus является первой игрой от Nintendo, использующей навороченную технологию NPLN, обеспечивающую стабильное соединение во время сетевой игры. На практике этот факт не сыграет никакой роли, потому что сетевая игра в привычном смысле слова попросту отсутствует – можете забыть и про сражения, и про совместные побегушки. Мы всё ещё можем обмениваться покемонами, а также помогать другим анонимным игрокам находить предметы (которые можно потерять при неосторожных вылазках). Впрочем, даже здесь стоит отметить, что всех монстриков можно собрать в одиночку, так что эти мультиплеерные фичи являются скорее приятным дополнением, нежели фичей для активного использования.

В игре присутствует системы дня/ночи и погодных условий, частично влияя на сражения и появление определённых покемонов. Одевайтесь потеплее!

Вердикт

Будучи фанатом и покемонов в частности, и видеоигрового коллекционирования монстриков в целом, я оказываюсь в неловком положении с Pokemon Legends: Arceus. С одной стороны, это определённо самая амбициозная и механически интересная Pokemon-игра за последние несколько лет, дающая надежды на дальнейшее развитие серии и делающая много столь нужных шагов вперёд. Здесь есть и новые механики, и интересные персонажи, и не в последнюю очередь внушительных размеров пост-гейм, который чуть ли не длиннее основной игры. С другой стороны, даже при всех этих широких шагах игра всё ещё петляет позади более современных JRPG и “monster taming”-представителей, иногда спотыкаясь на собственных шнурках из-за технически-визуальных огрехов. Говоря с позиции фаната, игра мне очень понравилась, и меня по-честному обнадёживает, что GameFreak продолжает проводить работу над ошибками после не самого удачного запуска Sword & Shield. В то же время меня не покидает ощущение, что это всего лишь фундамент для чего-то куда более крутого на горизонте, и что из-за не самых идеальных условий разработки студия не смогла с реализовать все свои амбиции с первой попытки.

Впрочем, если вы спросите меня, то даже для первого раза получилось очень даже неплохо.

Плюсы:

  • Отличный визуальный дизайн как у покемонов, так и человеческих персонажей;
  • Интересно написанные участники сюжета;
  • Превосходное музыкальное сопровождение с фокусом на живые инструменты;
  • Большие улучшения в плане интерфейса и удобства игрового процесса.

Минусы:

  • Сырое техническое исполнение;
  • Нехватка какой-либо озвучки во время диалогов;
  • Слишком простые и однообразные босс-битвы;
  • Отсутствие онлайн-режимов и опций для нескольких игроков.

Итоговая оценка: 3.8 из 5

Копия для обзора предоставлена Nintendo. Обзор написала Batto Potatto (Pipistrele). Редактировали Юрий Макарин и Мария Чащина.