Road 96 была одной из самых ожидаемых игр на гибрид этим летом. В целом, я всегда был поклонником киношных игр, где вы наблюдаете за историей, изредка делая какой-то выбор или действия. Интересный опыт одновременно вершения судеб и проверки умения режиссера в постановке разных ветвей развития сюжета. Последнее творение ветерана, и частично основателя жанра (до него по суди были только FMV) Дэвид Кейджа – Detroit: Become Human для меня стало одним из самых любимых проектов.
В “Детроите” было сделано всё, что желали игроки. Судьбоносные выборы с большим количеством разветвлений, великолепно прописанные и запоминающиеся персонажи, затягивающий сюжет с интригующей завязкой, а также хорошая реализация классической для фантастики идеи роботов получивших свою волю.
Вернёмся из прошлого в настоящее. Вышла ожидаемая мною Road 96, в которой обещали примерно всё то же самое – большую разветвленность, интересных персонажей и сюжет с тяжёлым моральным грузом. Да и опыт у разработчиков был. Игру разрабатывали выходцы из Ubisoft, которые в прошлом работали над Valiant Hearts, ставшей чуть-ли не классикой нашего времени. С большим нетерпением я запускаю игру и…
Первое впечатление моментально портится из-за технического состояния. Road 96 на Nintendo Switch выглядит абсолютно отвратительно; вместо угловатых полигонов вы видите мешанину из пикселей. Казалось бы, куда хуже? Всегда есть куда. Поэтому вас встречает незалоченный фреймрейт, что будет на протяжении всей игры периодически скакать между отметками в 30 и 6 кадров в секунд и это при вариативном разрешении.
Сразу возникают вопросы, непонимание того, как это допустили и выпустили, не то что разработчики, но и QA отдел Nintendo. Будто бы снова играешь в Киберпанк 2077 на старушке PlayStation 4. Ситуации с проектами до смешного похожи. Студия не только не показывала геймплей игры на гибриде, но и всячески избегали выпуска демоверсии. Ждать той красивой картинки из трейлеров не стоит совершенно, приготовьтесь смотреть на ужасы картофельного гейминга. Апогей глупости наступает когда игра буквально заставляет вас любоваться видами и красотами мира, которых попросту нет.
Ну ладно, накосячили с портом, поправят может после релиза. А что с остальным-то? Здесь тоже всё не гладко. По сюжету, вы один из множества подростков, который пытается сбежать из авторитарного государства. Суть в том, что герой это ваше воплощение. У него нет имени, у него нет тела, у него нет личности – всё зависит от вашего ролевого отыгрыша. Проблема такого рода героев в их абсолютной пустоте. Это пустая пробка, которая не делает ничего, кроме ваших приказов. Без внятной предыстории ему сложно сопереживать, а тем более верить в него. Миру игры, как и вам будет на него плевать поскольку вы лишь судья, сценарный инструмент, принимающий на себя судьбоносные решения.
Вы можете спросить: “Почему ты так говоришь? Герой это важная часть игрока и ты должен ему сопереживать, ведь второго или третьего такого не найдётся”. Вот тут вы и попались, ведь Road 96 это рогалик. Да-да, это сюжетный рогалик, где ваш персонаж может умереть и вам придётся начинать сначала, чтобы заново попробовать добраться до конца пути. Если у вас всё-таки получается это сделать и вы сбежите из страны, то следующая попытка предложит вам совершить это уже в другой шкуре. Чтобы получить одну из нескольких концовок игры – вам придётся перепройти очень похожие по сути забеги за весь каст не связанных между собой безликих подростков.
По моему скромному мнению, реализован этот момент ужасно и рушит всю связь игрока с персонажем. Ведь вся накопленная за предыдущий цикл игроком информация становится бесполезной. Даже побег из страны не вознаграждается ничем и ни к чему не приводит. Более того, единственная потеря от смерти персонажа это только пропуск встреч с определёнными персонажами на пути, что может повлиять на концовку.
Персонажи, которых вы встречаете на своём пути тоже вышли средними. Здесь есть крутые и запоминающиеся грабители и таксист, с которыми каждая встреча запоминается и с ними интересно проводить время. Есть интересные Медведь, Зои и Алекс, с которыми больше всего интересных диалогов и историй, а есть полицейская, ищущая сбежавшего приёмного ребёнка и весьма неприятная журналистка. Последние – скучные и раздражающие типажи, в особенности мать, которая сама не знает чего и зачем хочет. Больше всего удивляло, как эти говорящие тела просто выбрасывали на неизвестного им подростка всю боль и свою предысторию, как на бесплатного психолога в ожидании помощи.
Сценаристам приходится так притягивать за уши диалоги ради того чтобы показать что вы одиноки на своём пути. Все сюжетные персонажи – лишь кратковременные попутчики, прощание с которыми наступает столь же стремительно, насколько была спонтанна встреча с ними. Раскрытие у них от этого страдает, из-за чего они встают в длинный ряд сценарных персон-функций.
Таксист и грабитель выделяются на фоне статистов. С ними вы, как раз, проводите столько времени, сколько нужно. Это просто эпизодические моменты, где приходиться попадать в очень напряжённые ситуации и правда волноваться за свою жизнь из-за непредсказуемости таксиста, либо просто угарать и веселиться от души в эпизодах с грабителями, поскольку их дуэт работает.
Как по мне, персонажи-ровесники – Зои и Алекс должны быть с вами большую часть приключения, а не появляться эпизодами. Я хотел бы к ним привыкнуть и прочувствовать их историю, возможно, даже принять их как своих друзей, но этого просто не происходит. Только момент ближе к концу игры радует, когда вам дают провести чуть больше времени с Зои. Она правда хороший персонаж, с которым можно было бы даже романтическую линию сделать, но этому мешает система рогалика. Она же мешает выстроить атмосферу классического Road-movie.
Сюжет даже не старается быть глубоким, да и из-за концепции его построения не может быть таковым. Авторы пытаются сделать его непредсказуемым, но вы уже начинаете предугадывать все события к середине. Нет ни намёка на серую политическую мораль, выборы действий не ставят в тупик. Единственный верный вариант – это бороться против системы. Поэтому интереснее встречаться с персонажами, чем следить за сюжетом, который местами слишком скомкан и оттого предсказуем.
Правда встречи мало к чему обязывают тоже, ведь если вы внезапно по сюжету встречаетесь с кем-то по удачным обстоятельства второй раз, например, знакомый общается с новым вашим попутчиком – он сделает вид будто видит нас впервые. То ли это проблемы со сценарием, то ли ещё одно последствие того, что весь мир крутится только возле наших героев и только нам свезло сделать судьбоносные выборы.
Как я и говорил про техническую составляющую, полюбоваться здесь особо нечем, только скачущим до неприличного счётчиком кадров и ужасными текстурами. Арт-дизайн локаций также не спасает из-за их ограниченного набора. Вы либо в машине, либо на заправке, либо в мотеле, либо ресторане. Оказаться в более уникальных, встречающихся лишь раз, интересных для изучения местах, удаётся довольно редко.
На этом беды не заканчиваются. Переиспользование артов настолько дикое, что одна заправка это буквально копия другого места, но в разрушенном виде. Зато она имеет свой уникальный квест. Я бы не придрался, если бы она не встретилась целых 3 раза за прохождение. Вдобавок, повторяться здесь могут не только локации, но и генерируемые люди, что часто имеют одинаковые модели, на которые просто больно смотреть. Был даже забавный момент, когда двое мужиков стояли рядом с идентичными модельками.
Иногда наше унылое путешествие разбавляют мини-игры, которые сделаны очень неплохо и интересно. За это авторов можно и похвалить. Возможность поиграть в аэрохоккей, танчики, стать заправщиком или встать за барную стойку неплохо разбавляет игровой процесс. Таких моментов мало, но радует хотя бы их наличие.
Также хочется похвалить музыкальное сопровождение, а именно весь саундтрек. Дискеты с музыкой можно собирать по игре, находя в спрятанных местах, а после в проигрывателях или на магнитоле включать любую найденную песню. Есть всё на любой цвет и вкус. Поп, рок, танцевальная, электронная и ещё куча жанров, которые просто идеально совпадают с моим музыкальным вкусом. Хоть где-то у меня не кровоточили органы восприятия и я мог хоть как-то насладиться игрой.
Вот с чем не очень – так с отслеживанием последствий происходящего среди череды ваших выборов. Они действительно влияют на множество аспектов и чаще всего вы ощутите тяжесть ваших действий. В то же время, далеко не всегда почувствуете этот самый выбор. Его последствия могут показать или позже, или в новом эпизоде-побеге (то есть за другого главного героя), но при этом выборы в диалогах это чёртов подход Telltale, где в правом верхнем углу вам просто указывают, что этот выбор повлияет на что-то. Множество выборов вообще тихо добавляются на чаши на весов выбора концовки. Так что в New Game+ вы вряд ли поймёте как действовать, если не записывали в блокнот последовательность ответов.
Стоит упомянуть, что в игре имеется система навыков, которые остаются даже после смерти/побега персонажа. С их помощью открываются новые возможности и строчки в диалогах. Например, благодаря Алексу вы сможете научиться взламывать системы, а выжив в определённой ситуации у таксиста – получите дедукцию и новые выборы в диалогах (которые, будем честны, не влияют особо ни на что). Опять же, лично меня раздражала система рандома, где вам может повезти в диалоге и вы получите либо положительный, либо отрицательный ответ на ваш вопрос. Чаще всего это второй вариант, даже если у вас 75% шанса. Вот такой вот нечестный ролевой скиллчек.
Сомнительной кажется и невозможность переиграть определённые эпизоды за персонажа. Вы либо перезагружаетесь, либо закрываете игру и совершаете то же самое. Если вы сделаете выбор и не успеете перезапуститься перед загрузкой, то ничего не поделать, воротить решение не получиться. Единственный вариант – начать New Game+ и проходить всё то же самое, но со всеми доступными навыками и имеющимся процентом изучения героев. Попытка добавить веса выборам – это хорошо, но не таким путём.
Итог:
Road 96 это самая спорная игра этого года, а для меня – главное разочарование. В ожидании интересного приключения я получил огромную пачку проблем с внутренней и внешней частью игры. Ужасная техническая составляющая, интересная идея, которая не работает, выбор, не всегда дающий ожидаемый результат, персонажи, редкие из которых западают в душу, и ещё вагон с маленькой тележкой других условностей. Хотели кино, а получили мыло и дыры. Фанатам кино-игр может и стоит попробовать проект, но только на PC.
Плюсы:
- Запоминающийся и хорошо написанный саундтрек на любой цвет и вкус;
- Таксист и Грабители лучшие персонажи;
- Неплохие мини-игры;
- Идея такого рогалика неплохая, ноо…
Минусы:
- … Ваш рогалик то – не работает;
- Ужасная оптимизация. Одна из худших игр на гибриде в этом плане;
- Повторение собственных ассетов;
- Выборы, которые как бы влияют, а как бы и нет;
- Не хватает духа приключения на дороге;
- Не раскрыты некоторые персонажи, другие могут бесить неимоверно своей тупостью, а иногда встречаются дыры в самом сюжете и разветвлённости, когда персонажи буквально забывают о вас через сцену;
- Локации повторяются и они неинтересны;
- Тот кто придумал систему рандома в диалогах— ужасен;
- Дети за которых мы играем пустые, неинтересные и никакущие болванки для сценария. Сопереживать им невозможно.
2/5
Ключ предоставил издатель. Обзор написал Дмитрий Сова, ревью было сделано на Nintendo Switch первой ревизии.